ЧАСТЬ 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ЧАСТЬ 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
23
Филька чуть ли не каждый день, вернее, вечер мчался из станицы к ограде
Усть‑Медведицкого монастыря, где его всегда поджидала Стеша. Они убегали в лес,
в буераки, скрываясь от любопытных глаз. Но любовь их вскоре сама себя объявила
в чуточку измененной фигуре Стеши, и это обстоятельство скрывать с каждым днем
стало все сложнее. Снова наступило отчаянное время для нее и для ее
«наставника», каким оказался Филька Миронов. Он решил пойти к атаману и все
рассказать, так, мол, и так... Помогите.
Пришел к атаману, рассказал... Тот вгорячах сначала накричал на своего
подчиненного, а потом, поразмыслив, долго, всей пятерней что‑то выискивал в
роскошной бороде и пообещал поговорить с отцом Стеши, чтобы тот забрал свой обет
обратно.
Но Петр заупрямился. Атаман не отступался и подключил к этому деликатному делу
приходского священника, который начал втолковывать Петру, что если бы он обет
давал иконе, тогда только сам Господь Бог мог снять его, а вернее, никто, потому
что где возьмешь Бога, чтобы упросить вернуть обратно отданное. А коли Петр
давал обет Богу через священника, то священник, отслужив молебен, может и
снять...
Ввязалась в судьбу Стеши и Фильки мать‑игуменья монастыря. Во‑первых, дело
касалось ее любимой воспитанницы‑послушницы, а во‑вторых, честь монастыря ей
дорога, потому что из‑за обета может пострадать много невинных людей. Каким
образом, поинтересовался Петр. Мать‑игуменья намекнула, что все чересчур
серьезно, и обет надо, причем срочно, забирать обратно. Иного выхода она не
видит. Петр наконец‑то докумекал, на что намекала мать‑игуменья, рассвирепел
так, что тотчас же кинулся искать Стешу, чтобы собственными отцовскими руками
задушить. Мать‑игуменья остановила его мудрым словом: «Стешу ты задушить можешь,
а молву тоже сможешь задушить?.. Не лучше ли без шума, по‑доброму уладить
дело?..» Выход намечался только один: взять обратно обет, забрать Стешу домой и
ждать сватов от молокососа‑разбойника Фильки Миронова. Вот до какого позора
дожил старый казак, георгиевский кавалер!..
А дома, когда разбойник Филька Миронов рассказал о случившемся матери, то все
более или менее обошлось благополучно, только она по бабьей привычке всплакнула
немножко, но согласилась на женитьбу сына А вот отец, Козьма Фролович, в такую
пришел ярость, что дело дошло до рукопашной.
– Отец! – крикнул Филька, – Поднимать руку на офицера не позволю!.. Правда,
будущего, – тише добавил он.
Козьма Фролович остолбенел:
– Ты – офицер?! Да из тебя простого, путевого казака не выйдет, коли ты,
молокосос, с пеленками связываешься.
– Буду офицером!
– Тогда женись, черт с тобой! Но помни, что сказал.
– Не забуду.
А потом была свадьба, о которой, кажется, еще и сейчас вспоминают старожилы...
Да и вообще, знают ли люди, что такое свадьба донского казака?! Одних только
кушаний до тридцати готовят...
Громыхнула откидная створка в железной двери камеры, и в ней возникла
алюминиевая тарелка с тюремной баландой. Филипп Козьмич Миронов, хотя и объявил
смертельную голодовку и надзиратели о том знали, но все‑таки миска или тарелка
методично появлялись в ненавистном окошке. «Не буду!.. Не буду!..» – кричало и
протестовало все в нем. «Не буду есть!.. Пусть все знают, что командарм Второй
Конной армии, пушки которой возвестили миру об окончании гражданской войны в
России, умирает голодной смертью... Не буду!.. Лучше умереть с голода, чем жить
опозоренным!.. Умереть в тюрьме как изменник Родины, о... о... – Филипп Козьмич
застонал и ухватил голову руками: – Только бы не сойти с ума...» – думал он
непрестанно и старался жить отдельной от окружающей обстановки жизнью. Это,
наверное, и спасало его от сумасшествия. Когда уж совсем становилось невмоготу и
жестокая действительность начинала засасывать его в трясину, он яростно
сопротивлялся и невероятным усилием воли уводил себя в воспоминания о прошедшей,
хотя и тяжелой жизни. Теперь она казалась светлой и прекрасной...
Но сейчас глаза его приоткрылись и сквозь стиснутые руки он увидел, как от
баланды поднимается пар. Даже привстал и неожиданно для себя подумал: «Что она,
горячая, что ли?..» И такой показалась она соблазнительной, что невольно потекли
слюни и закружилась голова: «Вот бы горячей баландочки хлебнуть...» Но он тут же
с возмущением отбросил даже саму мысль об этом – какой стыд... Других ты звал на
смерть, а сам не можешь достойно умереть?.. Да, он звал на смертный бой, но и
сам кидался в него, и был таким же не защищенным от пули‑дуры, как любой рядовой
солдат. Да и притом в бою смерть не страшна: миг – и тебя нет! Останется только
память о подвиге и чести. А как быть, если ты всю жизнь был верен чести и предан
Родине до последней кровиночки, – а она, Родина, объявила тебя изменником и
заточила в каменный мешок? Может ли душа порядочного человека выдержать
кощунственное надругательство? И гордый, талантливый, отчаянной храбрости
командарм Второй Конной армии теперь мечтает о тарелке тюремной баланды!.. Нет!
Стоп! Остановись! Остановись, если ты человек. Ведь человеку полезно хоть
изредка напоминать, что он – человек! А человек все может!.. Все зависит от его
возможностей. Была пора, когда он, Миронов, как говорится, нос воротил от самых
разных яств, а теперь возмечтал о баланде. Да плесни из этой тарелки на бешеную
собаку, так у нее шерсть облезет!..
От такого предположения у Филиппа Козьмича даже губы потянулись в сторону и
изобразили что‑то хотя и отдаленно, но напоминающее усмешку. Да, сложен мир
человека, особенно его желания. И эта вечная, непрекращающаяся жажда
удовлетворения этих самых желаний. А выходит, все очень даже просто – все в
возможностях человека. Потерпи или приблизь их – и благодать наступит? Поживем –
увидим. Верна восточная мудрость: ничто не гложет нервную систему так, как
противоречие между желаниями и возможностями. Вот ведь в тюрьме желания и
возможности сузились до тарелки вожделенно‑жалкой похлебки...
Желания‑то сузились, вернее, сузились возможности, по и от исполнения суженного
стало дальше. И потом – не маленький, может и потерпеть. Уж куда как не
маленький. А есть ли у человека возраст? Почему взрослому без конца твердят
осуждающе: «Ты как маленький... Ты как несмышленый... Ну чисто ребенок...» Будто
быть маленьким – позорно. А вот быстрее повзрослеть, на что особого труда не
надо, это что‑то вроде доблести или героического деяния. А ведь раннее,
преждевременное прощание с детством‑малолетством – это же страшно. Это
равносильно расставанию с миром, с жизнью. Только многие этого не осознают, да
так заскорузлыми, как старые, никому не нужные пеньки в лесу, и живут,
неприметно уходя в небытие. Не поняв, зачем приходил, зачем торопился
отталкивать от себя прекрасный мир детства.
Велик тот человек, кто детство свое пронесет до самого конца. Потому что только
в детстве он – человек, бесхитростный, нерасчетливый, не запасливый, влюбленный
и чистый, как сама природа.
Так на чем он остановился? На прощании с детством и юностью?.. И на сборах в
дорогу, чтобы вовремя прибыть к месту исполнения своих обязанностей помощника
инспектора рыбнадзора в гирлах Дона. А с молодостью, стало быть, покончено? А
водить лошадей в ночное, переживать романтичные, таинственные приключения вплоть
до встречи с домовым?.. Забавы хуторской и станичной молодежи – ведь он был
непременным участником всех выдумок?.. Игра в шар на льду?.. Ладно, как‑нибудь в
другой раз, успокоил сам себя Филипп Козьмич. А рыбная ловля?.. Ну, этого добра
хватит на новой должности. Итак, погружаемся мыслью в гирлы Дона?.. С чего
начать? С бытовых дел? Это неинтересно. Как начинал ловить не рыбу, а
браконьеров?.. Откровенно надо признать, эти сцены захватывающие, но ничего
ценного, познавательного с собою не несут, за исключением всегдашней опасности
для жизни, на что он не дюже‑то и обращал внимание. Потому что считал такой
образ существования для себя нормальным и естественным. А вот такой факт,
наверное, представляет хоть и несколько юмористический, по все же интерес –
браконьеры в конце концов Миронова... полюбили. Вот курам смех! Да‑да, полюбили
– за справедливость и еще за то, что никому не жаловался, сплетен‑небылиц про
них не распространял и не передавал для наказания по начальству. И пошла про
Миронова молва, что он – правильный человек.
Осмотревшись на новом месте, Миронов, к удивлению своему, обнаружил, что мало
знал или совсем не представлял жизни низовых казаков. Ведь он казак верховой
станицы Усть‑Медведицкой и страшно гордился тем, что все остальные казаки, в том
числе и низовые, не то чтобы не настоящие, а чуточку послабее верховых во всем,
что касается боевой службы. Может быть, Миронов и был прав, потому что, как он
считал, низовье Дона – это жаркий климат, который размягчает характер человека и
не дает определенной твердости, азарта и силы, присущих казаку. Да и благодать
вокруг балует. Чего, например, стоит одно только Азовское море – своеобразный
казан с ухой! Вода от весеннего солнца быстро нагревается. Да и сама по себе
вода чистая, пресноводная, пополняется из Дона и Кубани. И потому здесь кишмя
кишит лещ, камбала, тарань, осетры... Не нужны ни бредень, ни сети. Бери простой
сетчатый черпак и выгребай рыбу на берег.
Правильно казаки прозвали Азовское море – казан с ухой: зачерпнул воды вместе с
рыбой – и в котел. Даже солить не надо... Только поспевай вычерпывать рыбу...
Виноградники... Охотничьи угодья... Города... Смешение различных народов и
рас... Нет, юг Дона слабее севера. На севере – чистые казаки. Суровые. Упругие.
Ловкие. Гибкие. Худощавые. Может быть, потому, что в их расположении прохладный
климат да дикая степь? А кто справится с Диким полем кроме донского казака?
Отсюда и гордость. С морщинками у глаз – все время вдаль смотрит. Оттого и
гордая посадка головы. На коне сидят непринужденно, как‑то небрежно – от
высокого искусства верховой езды.
Но вот что касается истории, культуры донских казаков, то она зарождалась в
низовьях Дона и казалась такой необыкновенной, высокой и захватывающей, что
Миронов поначалу от изумления не мог прийти в себя. И уже по‑новому начал
смотреть на низовых казаков. Конечно, он лично и сейчас себя в обиду не даст, и
вряд ли найдется удалец, который может стать вровень с ним, что касается коня,
шашки, пики и других воинских доблестей. Что же касается многого другого, то
откровенно, как всегда, он признавался: свою спесь верхового казака придется
легонько поубавить и начинать учиться открывать неизведанные страницы культуры
низовых казаков. Кроме того, именно отсюда начинался бунтующий поток жизни и
разливался не только по Дону, но и захватывал всю матушку‑Россию...
далее