ЧАСТЬ 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ЧАСТЬ 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
2
После одного кровавого события, происшедшего в Михайловне, Миронова кто‑то в
шутку сравнил с Голубевым. Оба войсковых старшины, перешедшие на сторону
революции, оба храбрецы‑удальцы и оба... опоздали. Дело было так. У Михайловки
со стороны Царицына появился офицерский отряд имени Стеньки Разина под
командованием есаула Лапина, родом из станицы Урюпинской. Он занят
спиртоводочный завод... Тут их настигли революционные войска и перебили.
Перебили и офицеров 5‑го запасного Донского казачьего полка, расположенного в
Михайловке... Священника Феоктиста убил Ефим Полевой. Священник, встав на колени
возле часовни, попросил разрешения перекреститься... Ефим ударил его штыком в
грудь и повернул штык винтовки несколько раз... А есаула Лапина убил Сашка
Ткачев, мужик‑красноармеец, из винтовки... Бессмысленные, бесправные убийства,
просто потому, что власть наша и в руках оружие. А в голове помутнение от
безнаказанности... Опоздал Миронов, это случилось за несколько дней до его
прибытия в Михайловку. Не смог предупредить самочинства, но уж потом ни единого
случая беззакония не допускал.
Председателю Войскового правительства, донскому бояну и златоусту с
университетским дипломом, тридцатисемилетнему Митрофану Петровичу Богаевскому
перед казнью разрешили поговорить с казаками. Он говорил ровно три часа и 10
минут, и казаки были готовы отпустить его с миром, но явились активисты и увели
его в Балабановскую рощу под Нахичеванью и там прикончили... И так снизу
доверху. Сверху донизу, будто богом проклятый на донской благодатной земле,
никто не знал ни радости, ни покоя, ни христианского успокоения. Только пуля,
шашка и штык имели силу и авторитет. Какая уж тут борьба идей... Не поговоришь –
орудия убийства страшны безмолвием и неумолимостью.
В этой обстановке всеобщего разврата и ничем не сдерживаемых звериных инстинктов
Миронову – человеку, наделенному мужеством, верой и добротой, честью и
правдивостью, надо было найти свое место и попытаться спасти осколки погибающей
родимой сторонушки.
...Да, а ведь он не зря вспомнил и сравнил свою судьбу с судьбой войскового
старшины Голубова. Мятущийся Голубов побывал в революционных войсках, что‑то там
ему не очень понравилось, и он вернулся в Новочеркасск. Несмотря на усиленную
охрану, прорвался, проник в кабинет наказного атамана Всевеликого Войска
Донского, упал на колени, перекрестился и поклонился в ноги ему. Хрипло выдавил
из себя: «Прости, если можешь...» Один из адъютантов атамана подошел вплотную
сзади к нему и выстрелил в затылок Голубову. Волосы на затылке были седыми и
беспомощными... От своих Голубов в конце концов получил пулю.
Так, наверное, свои поступят и с ним, Мироновым... Это сейчас он так думает,
сидя в проклятом каземате, а тогда, в 1918 году, сильным, здоровым мечтал весь
мир перестроить и наградить счастьем. Растолковать ему, как он плохо живет, этот
старый мир, и как прекрасно будет жить новый. Значит, надо старый в порошок
стереть с лица земли? Чтоб его и духу не было? Конечно, так Миронов не думал, но
за счастье народа со всей присущей увлекающейся натуре страстью он кинулся его
завоевывать. Теперь‑то все может показаться наивным и даже глупым и стыдным,
потому что он знает: нет общего счастья, оно у каждого свое, но тогда искренне
верил. И кто посмеет за эту святую веру бросить в него камень?.. Он не только
верил сам, но с первых же дней пытался растолковать, какие партии существуют в
России, каждая из которых тянет на свою сторону казаков.
далее