ЧАСТЬ 2: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ЧАСТЬ 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
13
«Я решил вернуться, – вспоминает Миронов, – в свой родной 32‑й полк, где еще
числился старшим помощником командира полка по строевой части. Полк находился в
городе Рени. Командиром полка состоял полковник Ружейников, бывший окружной
атаман Усть‑Медведицкого округа. С ним у меня были столкновения на почве
революционных выступлений девятьсот пятого‑шестого годов. Полковник был ярым
монархистом, совершенно неспособным к боевой деятельности. Он тем не менее
всецело отвечал взглядам самодержавного правительства.
Явившись в полк, я сейчас же коснулся политической стороны дела, ибо видел, что
с выходом ПРИКАЗА № 1 армии не будет, и напрасно думать о войне «до победного
конца». Это было бы безумием. Необходимо было сосредоточить все внимание на том,
чтобы казачество не было вовлечено войсковым начальством на борьбу с революцией.
Чувствовалось, что большинству офицеров совершившийся переворот не по душе.
Первая беседа с офицерами и представителями казаков, по шести человек от сотни,
произошла на открытом воздухе в городе Рени. Я разъяснил казакам на этот раз
различные виды государственного устройства в разных странах, с их достоинствами
и недостатками. Идеалом служила демократическая Швейцарская республика, с ее
государственным строем, ее меморандумом и народной инициативой.
После трехчасовой беседы было приступлено к голосованию записками по вопросу:
«Какое государственное устройство желательно для России».
Нужно сказать, что казаки знали к этому времени об отречении царя, передаче
престола Михаилу и о его отречении и о существовании Временного правительства,
на верность которому была принесена присяга.
Из пятидесяти пяти – шестидесяти записок получился единогласно ответ:
«Демократическая республика».
Из шестнадцати офицерских записок более половины ответило: «Конституционная
монархия».
Итак, было очевидно, что политические дороги офицеров и рядовых казаков начали
двоиться, что и было тогда подчеркнуто.
Став членом Революционного комитета города Рени, я принимал живейшее участие в
заседаниях комитета и митингах.
В один из последних мартовских дней я предложил полковнику Ружейникову как
черносотенцу оставить полк. Ружейников запротестовал. Тогда ему было сказано,
что если он не оставит полк добровольно, то это будет сделано через
Военно‑революционный комитет.
Через два дня Ружейников был вызван в штаб дивизии на освидетельствование, а я
на объяснение своего поступка по отношению к командиру полка. Результатом этого
Ружейников все‑таки должен был уехать из полка, а я, в свою очередь, принужден
был получить тоже медицинское свидетельство и отпуск по болезни.
Наш 32‑й Донской полк был снят из города Рени и переведен в соседнюю деревню,
невдалеке от штаба дивизии. Шел полк с боевыми мерами охранения, так как в полку
распространился слух о моем аресте и о решении полками дивизии принудить 32‑й
Донской полк выдать всех революционных офицеров и казаков.
Подъезжая к штабу дивизии, казаки полка выбросили заготовленные красные флаги и
потребовали, чтобы музыка играла «Варшавянку».
Было страшно обидно, что до первых чисел апреля девятьсот семнадцатого года в
казачьем полку боялись выбрасывать красные флаги.
Дня через два был полковой митинг на злободневные вопросы текущего момента.
Прощаясь с полком, я попросил казаков и офицеров найти общую платформу для
деятельности.
Что‑то там, на родном Дону, делается теперь? Никакого, конечно, не было
сомнения, что помещики и капиталисты постараются повторить опыт девятьсот
пятого‑шестого годов, тем же путем и теми же средствами. Нужно во что бы то ни
стало удержать донское казачество от этого рокового для него шага. Как‑то
старики на Дону реагируют теперь на происходящие события?.. Как они‑то поймут и
воспримут исторически назревшую необходимость свержения царя, который до
последней минуты в их глазах был «божьем помазанником»? Один за другим в моем
мозгу толпились вопросы времени, и ясным был ответ: не избыть беды родному Дону.
Используют генералы невежество казачьего жизненного уклада и вольности казачьей
и даже великое историческое прошлое вольных и передовых атаманов Дона –
Булавина, Разина и других...»
Значит, снова на родимый Дон!.. Теперь можно и не особенно торопиться, решил
Миронов и направил свои стопы в центр Войска Донского – в Новочеркасск. А оттуда
– в родную Усть‑Медведицкую...
далее